Выбирая велосипед в качестве ежедневного транспорта, хобби или просто для получения дозы физических нагрузок, совместимой с удовольствием и активным отдыхам, многие начинающие велосипедисты забывают или откладывают выбор и покупку велосипедного шлема, считая его скорее аксессуаром, чем средством защиты. Причины могут быть разными - от стоимости велосипедного шлема до обычного недоверия. Как же дела обстоят на самом деле?
Выбор велосипедного шлема - процесс серьёзный и часто хлопотный. На сегодняшний существует огромный выбор как производителей, так и модификаций шлемов для велосипедистов в целом. При этом всём стоит учесть, что шлем велосипедиста - это не только неотъемлемый элемент защиты головы от ударов во время падения, но и полноценный головной убор. В сочетании с подшлемником или без него, шлем дополнительно защищает голову от перегрева, ультрафиолета, а так же обеспечивает оптимальную вентиляцию. Кроме того, велосипедный шлем может приносить так же эстетическое удовольствие и дополнительную радость от катания на велосипеде - множество цветов, стилей и подходов в оформлении шлема и вариантов застежек и креплений - это не просто маркетинг, а целая индустрия.
С первого взгляда, новичку может показаться, что разницы между шлемами особо нет или наоборот - количество их разновидностей пугает. На самом деле, разобраться очень просто, если обозначить для себя направления катания - используете ли вы велосипед для ежедневных поездок на работу и домой, редких выездов в выходные дни или полноценное катание в байк-парках.
Велосипедные шлемы, как и катание в целом, можно разделить на 3 категории: MTB (англ. mountain bike)- катание на горном велосипеде, road - направление дорожных велосипедов для длительных путешествий и прогулок и city - использование велосипеда как ежедневного средства передвижения и для катания в черте города.
Так называемые MTB шлемы - шлемы предназначенные для катания на всем привычных горных велосипедах, той или иной конструкции, можно выделить в еще четыре отдельные углубленные категории:
- кросс-кантри - для катания на велосипеде по лесу и пересеченной местности с большим количеством подъемов и равнинных переездов.
- эндуро - более техничное катание по отобранным трассам с большим количеством камней и корней, травмоопасность значительно выше, так как направление подразумевает больше спусков и выше риск падений.
- downhill - непосредственный спуск с гор по разнообразному рельефу и сбольшим количеством камней. Это направление велоспорта подразумевает серьезную техническую и физическую подготовку, а так же полный комплект защиты для тела.
- dirt jumping, street - катание в оборудованых парках и исполнение трюков. Очень развитое направление и не менее травмоопасное.
Самые популярные и относительно универсальные - это велосипедные шлемы для кросс-кантри. Они имеют множество вентиляционных отверстий, съёмный маленький козырёк. Такой шлем лёгкий по весу и в меру глубокий, а значит удобно садится на голове и не мешает во время активного движения.
Шлемы для эндуро созданы для более агрессивного катания. Это баланс между кросс-кантри и даунхиллом. Поэтому они глубокие, полностью закрывают затылок, имеет длинный козырёк, который закрывает очки от дождя. Современные эндуро шлемы ещё адаптированы под использование маски. По вентиляции эти шлемы немного уступают кросс-кантрийным.
Шлемы для даунхилла представляют собой фулфейс (fullface) – полностью закрытый шлем, с защитой челюсти. Тут защита на первом месте, вентиляция уже второстепенна. В основном фулфейсы имеют ABS конструкцию (наружная часть изготавливается из ABS-пластика)для максимальной прочности.
Шлем для дёрта представляет собой «котелок». Глубокий, без козырька, небольшое количество вентиляций. Как и фулфейсы, здесь используется ABS конструкция.
В этом направлении приоритетами являются вес, вентиляция и аэродинамика. Такие велосипедные шлемы обычно имеют более округлую и обтекаемую форму и меньшее количество материала для уменьшения веса, рассчитаны на меньшее количество серьёзных ударов, но так же очень прочные.
Шоссейные шлемы будут самыми лёгкими, с наибольшим количеством вентиляционных отверстий. Козырёк создаёт сопротивление ветру, поэтому здесь он отсутствует. Отдельно стоят шлемы для триатлона. Это абсолютно другой велосипедный шлем непохожий на другие. В триатлоне абсолютно всё направлено на аэродинамику, шлем не исключение. Они имеют обтекаемую, каплевидную, вытянутую форму. Минимум вентиляции. Некоторые модели имеют встроенный визор для защиты от солнца и моросящего дождя.
Концепция велосипеда для передвижения по городу каждый день на сегодняшний день стала вполне реальной и успешно используется многими людьми. Вслед за адаптацией велосипедной рамы, дизайна самого городского велосипеда так, чтоб кататься на нем было удобно не только в специализированной велоодежде, но и привычной повседневной, произошли изменения и в видении велосипедных аксессуаров. Городские шлемы на вид полная противоположность спортивным. Первоочередными целями стали красота, комфорт, сочетание с городским стилем одежды. При этом городской велосипедный шлем подходит по стилю под джинсы, кеды, рубашки, платья и отлично защищает при возможных ударах и падениях.
Основным материалом для изготовления велосипедных шлемов является пенополистирол. Пенополистирол представляет собой материал, состоящий из тонко-ячеистых гранул, спекшихся между собой. Внутри гранул пенополистирола есть микропоры, между гранулами — пустоты. При специализированном производстве и использовании качественных материалов, пенополистирол очень прочный и долговечный материал.
Часто шлемы даже для одного направления катания могут выглядеть совершенного по-разному, это связано с непосредственной конструкцией велосипедных шлемов для обеспечения того или иного уровня безопасности для головы.
Основные виды конструкций:
Так уж вышло, что вспененный полистирол не даёт 100% защиту от повреждений головы при очень сильных ударах, а только смягчает их. Поэтому производители применяют дополнительные технологии, направленные на минимизацию ударов. Самой популярной на сегодняшний день технологией является MIPS.
MIPS представляет собой оболочку, которая прикреплена к шлему изнутри на подвижных креплениях. За счёт подвижных креплений удар получается скользящим. Таким образом оболочка в момент удара проворачивается по отношению к самому шлему. Это значительно снижает риск повреждений для велосипедиста.
D3O. Ещё один материал, который можно встретить в шлемах. D3O имеет очень хорошие свойства абсорбирования удара. В состоянии покоя материал мягкий и эластичный, даже чем-то напоминающий пластилин, но в случае сильного удара он на мгновение твердеет. Вставки из этого материала интегрируют в подкладку шлема. Эту технологию, как и сам материал активно применяют не только в велосипедных шлемах, но и в нательной защите, защите для ног и рук, в том числе для лыжного спорта.
Итак, подведем итоги. На сегодняшний день, детские велосипедные шлемы и взрослые шлемы стали неотъемлемой частью экипировки для катания на велосипеде с любым уровнем и места катания. Приобрести велосипедный шлем - значит ответственно подойти к личной безопасности, даже в случае если Вы не планируете увлекаться экстремальными направлениями. Абсолютно универсального шлема, как и, собственно, велосипеда на все случаи жизни нет, но подобрать один вариант под основные Ваши потребности и ожидания - более чем реально. Даже если Вы - очень уверенный и опытный велосипедист - помните, что велосипедный шлем - это не просто модный аксессуар, а реальная защита, стоимость которой обойдется в разы дешевле лечения у врачей.